Бизнес-Система: начало пути
На Оскольском электрометаллургическом комбинате подведены итоги первой волны проекта по развитию Бизнес-Системы.
За четыре месяца в двух пилотных подразделениях предприятия – ЦОП и СПЦ №1 — проделана большая работа по диагностике, контролю и исследованию бюджетов, выявлению «узких» мест и потенциалов, а также разработке мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков и достижение поставленных целей.
Навигаторы, в число которых вошли специалисты разных подразделений и служб предприятия, получили хороший опыт аналитической работы, научились по-другому видеть знакомые технологические процессы, получили и освоили новые инструменты, которые позволят им в дальнейшем трудиться более эффективно.
— Это только начало пути, — подчеркнул Вадим Романов, директор департамента развития Бизнес-Системы УК «Металлоинвест». – Начиная со второй волны, мы будем заниматься разработкой мероприятий, направленных на улучшение, и задел, сделанный на этапе диагностики, позволит следующим командам навигаторов не тратить время на поиски потерь, а сразу включиться в работу и бить точно в цель. Это самая большая ценность, которую мы получили в ходе реализации первой волны проекта. До конца следующего года необходимо вовлечь в этот процесс все основные структурные подразделения ОЭМК и все предприятия компании.
Поддержку проекта осуществляли партнёры — сотрудники дирекции по персоналу и управления корпоративных коммуникаций ОЭМК. Интервью по компетенциям, тестирование, отбор и обучение навигаторов, создание наглядной агитации, освещение мероприятий в рамках Бизнес-Системы в средствах массовой информации. Результатом такого плодотворного сотрудничества стало полное и разностороннее информирование коллектива комбината о деятельности штабов по развитию Бизнес-Системы, повышение компетентности и профессиональных навыков навигаторов.
Итак, что же сделано конкретно в каждом подразделении? Об этом в своих отчётах рассказали сами навигаторы.
Так, к примеру, в СПЦ №1 анализ производительности отдельных агрегатов на участке отделки показал, что самое узкое место – стенды визуального осмотра. Организация дополнительного стенда на имеющемся станке, который предлагается немного реконструировать собственными силами, не только не приведёт к расходам на закупку оборудования, но и позволит получить, по мнению навигаторов, экономический эффект в размере около 45 миллионов рублей в год.
Ещё одно предложение – замена материала пластин для резцов на обдирочных станках. Здесь тоже может быть хорошая экономия.
В цехе отделки проката анализ работы оборудования привёл навигаторов к выводу, что самую низкую производительность имеет пила холодной резки. Поступило также предложение использовать ленту для обвязки металлопроката другого поставщика, что может принести более 3 миллионов рублей экономии в год.
Навигаторы успешно внедрили и использовали различные инструменты Бизнес-Системы: доска решения проблем, система 5С, Фабрика идей, клиентские соглашения, карты пошагового выполнения операций.
— Оценка сделана грамотно и представленные сегодня результаты диагностики позволяют понять, что в цехах существует огромный потенциал, который может значительно улучшить показали по объёмам производства и себестоимости продукции, — сказал в заключительном слове управляющий директор ОЭМК Сергей Шишковец. – Процесс непросто, но двинулся, и теперь наша задача – размножить этот опыт и привнести его в другие подразделения. Очень хорошая идея по линиям зачистки в первом сортопрокатном цехе, такими проектами мы будем заниматься в первую очередь. Бизнес-Система не только дисциплинирует людей с точки зрения организации труда, но и позволяет искать и находить резервы, которые иногда сразу не увидеть и которые позволяют добиваться хороших результатов.
Сами навигаторы также довольны проделанной работой. Например, специалист по обеспечению ремонтов ЭСПЦ Евгений Хильченко занимался диагностикой, анализом бюджета и материально-производственных запасов в сортопрокатном цехе №1.
— Мы выявили большие потери на техобрезь, — рассказывает он. – Когда литая заготовка режется на мерные длины, получается определённый процент техобрези в начале и конце раската. Сейчас мы работаем над уменьшением длины этой обрези, что приведёт к снижению потерь металла и увеличению выхода годного продукта. Подготовили и утвердили программу и сейчас проводим эксперименты, чтобы получить подтверждение. Мне было очень интересно работать в штабе, это очень помогает в плане саморазвития и расширения кругозора.
Уже со второй волны проекта на ОЭМК будет развёрнут ещё один штаб – в сортопрокатном цехе №2, который будет укомплектован навигаторами первой волны.
— Надеюсь, что процесс первоначальной диагностики в этом подразделении пройдёт более уверенно и в сжатые сроки, — сказал директор по развитию Бизнес-Системы Сергей Арбузов. – Соответственно, и разработка инициатив займёт намного меньше времени. В начале следующего года развернём штаб в электросталеплавильном цехе и цехе обжига извести, а до конца года охватим все основные структурные подразделения.
Алексей Божков, навигатор штаба ЦОП, мастер участка отделения методических печей и зачистки горячего металла ЭСПЦ:
— На протяжении четырёх месяцев работы в штабе цеха отделки проката я развивал такое направление, как «Клиентские соглашения» между двумя подразделениями – ЦОП и СПЦ №2. Это соглашение о партнёрстве, когда двум сторонам необходимо заручиться доверием и договориться о выполнении определённых обязательств. Конечно, посредником быть непросто, ты как бы находишься между двух огней. Мы вместе со специалистами двух подразделений думали, проводили анализ, хронометраж, разрабатывали регламент взаимодействия и так далее. Я очень доволен проделанной работой, результатом которой стало подписание соглашения, оформленного в виде регламента, адаптированного под нынешние условия.
Ирина Милохина
Фото Александра Белашова
2019-08-13