Платформа для роста
На предприятиях Металлоинвеста прошёл один из этапов межзаводской школы по обмену опытом специалистов ремонтных служб. Представители 19 крупнейших предприятий страны побывали на производственных участках Лебединского ГОКа и ОЭМК, а также обсудили тенденции развития технического обслуживания и ремонтов оборудования.
Обмениваться практиками и внедрять лучшие из них на производстве — такой была основная цель корпорации «Чермет» при создании межзаводской школы почти 20 лет назад. С начала 2000 года прошло уже более 100 встреч представителей предприятий-гигантов металлургической, а также горнодобывающей отраслей России и стран СНГ. Одним из участников наряду с такими компаниями, как «Северсталь» и ЕВРАЗ выступает и Металлоинвест.
Каждая школа посвящена конкретной теме. Последняя, прошедшая с 27 августа по 3 сентября, сфокусировалась на техническом обслуживании и ремонтах (ТОиР).
Новые направления
Первым делом делегация предприятий посетила цеха Стойленского ГОКа. Оценив производственные мощности комбината, участники визита направились на площадки Лебединского ГОКа.
Гости подивились масштабам карьера, узнали о том, как ведётся технологический процесс. Участники школы побывали в цехе ремонта технологического транспорта и горно-дорожных машин РМУ и на участке по ремонту электрических машин УРЭЭО, чтобы посмотреть, какие методы лебединские ремонтники используют при восстановлении работоспособности двигателей автотранспортаи другого оборудования.
На следующий день состоялся семинар, где представители ремонтных служб Лебединского ГОКа рассказали, как ведётся работа по трансформации системы ТОиР, какие новые практики внедряются в работу специалистов РМУ и УРЭЭО и чего удалось достичь.
В 2018 году компания «Металлоинвест» начала обширную программу трансформации ремонтных служб, предполагающую ряд изменений на комбинатах. В первую очередь это централизация ремонтных цехов в единые структурные подразделения по направлениям: ремонт электро,-энергооборудования (УРЭЭО), ремонт механического оборудования (РМУ) и производство запасных частей (УПЗЧ). Кроме того, появляются новые функциональные звенья, обеспечивающие отдельные направления: так, блок по надёжности оборудования ведёт управление производственными и машиностроительными активами (УПиМА), за планирование отвечает управление планирования, организации и анализа ремонтов (УПОиАР) и т.д.
Новые структуры находятся в стадии становления, но уже определены основные рабочие регламенты и функции. Их главная задача — перевести предприятие на новые формы техобслуживания и ремонтов за счёт жёсткого многоступенчатого контроля состояния оборудования и мероприятий по повышению надёжности.
Надёжностно-ориентированное обслуживание оборудования, позволяющее определить наиболее эффективную стратегию ТОиР, на данный момент является прогрессивным подходом в условиях постоянного поиска повышения эффективности производственных активов.
В перспективе планируются перейти от реактивных (по факту выхода из строя) и планово-предупредительных ремонтов на обслуживание по фактическому состоянию, а затем — на предиктивное. Достичь столь высокого уровня предполагается за счёт усиления, например, диагностического направления. Для этих целей на Лебединском ГОКе в прошлом году был создан диагностический центр (так же, как и на всех предприятиях Металлоинвеста).
— Во-первых, он укомплектован новейшими приборами, которые позволяют заблаговременно выявить дефекты оборудования и предотвратить поломку. Во-вторых, реализуется ряд проектов как, например, внедрение мобильного ТОРО. Это новая система обходов и осмотров техники с использованием мобильных устройств. Она позволяет быстро фиксировать различные отклонения от нормы и автоматически заносить в базу данных в режиме онлайн, предоставляя больше времени для принятия решения о том, продолжать ли эксплуатацию агрегата или выводить его в ремонт, — пояснил начальник диагностического центра УПиМА комбината Владимир Тимофеев.
Стратегии улучшений
Важность диагностики отметили и металлурги ОЭМК. Рассказывая о своих планах, они подчеркнули, что в приоритете не только обучение персонала в лучших аттестационных центрах страны и обновление приборного парка, но и создание единой цифровой диагностической платформы, которая может интегрироваться с SAPS/4 HANA, объединять собранные во время осмотров и обходов данные, анализировать их и на основе этого строить прогнозы о работе каждого агрегата.
К слову, теперь при формировании графиков ремонтов планируется учет не только результатов диагностики, но и анализов надёжности и критичности оборудования. Такой подход поможет сделать стратегию ТОиР максимально эффективной и снизить частоту отказов оборудования.
Важный шаг на пути трансформации — картирование ремонтных процессов и составление КПВО на различные ремонтные работы. Этим занимаются специалисты по повышению эффективности ТОиР УПиМА. Главная задача — отслеживать, насколько эффективно используется отведённое на ТОиР время и устранять операции, увеличивающие сроки ремонтов и затраты на них. Ещё одно важное преимущество такой фиксации процессов — сохранение практического опыта для последующих поколений ремонтников.
На ОЭМК так же, как и у лебединцев, в результате трансформации ремонтных служб функции разделены по направлениям: надёжность, экспертиза, планирование и исполнение ремонтов. При этом металлурги отмечают улучшение в распределении ролей и ответственности: если раньше все функции, связанные с ТОиР, возлагались на плечи мастеров по ремонту оборудования, то теперь в результате изменения организационной модели в структурных подразделениях выделены специалисты, отвечающие за конкретное поле деятельности.
— Основной проблемой предыдущей организационной модели была функциональная перегруженность специалистов ремонтной вертикали, — отметил начальник УПиМА ОЭМК Армен Мартиросян. — Разграничение функциональной ответственности, когда каждый специалист занят конкретной задачей, гарантирует, что она будет выполнена быстрее, эффективнее и качественнее.
И, конечно, не стоит забывать о подготовке кадров: в октябре 2019 года на ОЭМК стартует пилотный проект «Факультет ремонтов». Он рассчитан на год и состоит из четырёх модулей с определённым набором дисциплин. Направления обучения разнообразны — инструменты бережливого производства, охрана труда, углублённая работа в Excel, ТРИЗ, надёжность и диагностика оборудования, личная эффективность и многие другие. Реализация данного проекта не только повысит квалификацию персонала, но и приведет к росту уровня вовлеченности работников в трансформационные процессы, осведомленности о проектах, осуществляемых в компании, а также к повышению лояльности к происходящим изменениям.
Помимо обсуждений участники делегаций побывали на экскурсии в нескольких подразделениях ОЭМК: на фабрике окомкования и металлизации, в электросталеплавильном цехе, сортопрокатном цехе № 2, цехе отделки проката, механическом и электроэнергоремонтном цехах. Ознакомились с процессом производства лучшей российской стали, а также методиками проведения ТОиР на участках.
Завершающим аккордом цикла мероприятий стала поездка в Липецк на ремонтные участки компании НЛМК. Подводя итог, представители предприятий отметили: межзаводская школа по обмену опытом, организованная корпорацией «Чермет», — это платформа для роста.
Прямая речь
Евгений Фридкин, директор департамента ремонтов оборудования УК «Металлоинвест»:
— Одним из важных положительных моментов этой школы мы считаем укрепляющиеся личные связи между участниками, а также возможность видеть свои недостатки, использовать преимущества коллег в отношении трансформации ремонтных служб. Наши специалисты синхронизированы со всем сообществом этой сферы в стране и поддерживают тенденцию к улучшению.
Мы знаем предприятия, которые достигли уже многого в этом направлении — «Северсталь», Магнитка хорошо движется, Нижний Тагил. И видим, какие можно почерпнуть полезные для себя инициативы.
Сейчас основная задача — добиваться больших результатов при меньших затратах, то есть повышать эффективность процессов. Для этого в компании реализуется Стратегия трансформации, основанная на внедрении информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью на платформе SAP. В этом базовом изменении участвуют и производство, и социальная сфера, и ТОиР. В первую очередь новая система требует полного соответствия структуры ремонтов её устройству, отсюда и организационные изменения — централизация ремонтных служб, разделение на направления: надёжность, ответственность за техническое состояние, детальное планирование и многие другие. Мы стремимся к такому формату системы ТОиР, который позволит убрать простои, снизить ремонтные периоды, повысить долговечность работы оборудования, а вследствие этого сократить затраты на обслуживание.
Есть мнение
Владимир Смалько, директор по ремонтам, ООО «Корпорация «Чермет»:
— Горно-металлургическая сфера обширна, много предприятий и у всех разный путь, разное оборудование и подходы к работе. Но у ТОиР суть одна — надо не просто ремонтировать оборудование, но повышать надёжность его работы и предупреждать простои. Исходя из этих целей мы и встречаемся, чтобы поделиться опытом, определить актуальные направления развития, сложности и пути их преодоления. У межзаводской школы, кроме передачи знаний, есть ещё один важный плюс — это хорошая платформа для карьерного и личностного роста сотрудников предприятий.
Александр Никулин, эксперт по надёжности управления производственными и машиностроительными активами, Лебединский ГОК:
— Такие межзаводские школы нужны. Наш комбинат участвует в них уже несколько лет, хотя я присоединился впервые. Самый большой плюс в том, что мы перенимаем на этих встречах опыт. Так, у нас только происходит становление службы надёжности, а «Северсталь», например, уже с 2012 года внедрила её и сейчас продолжает развивать. Думаю, что эта школа поможет нам измениться: как минимум сможем избежать в начале пути различных ошибок, через которые проходили наши коллеги и о которых они рассказывают здесь.
Павел Лунёв, главный специалист по надёжности управления производственными и машиностроительными активами, ОЭМК:
— В мероприятии принимаю участие уже в третий раз. В прошлом году посещали ряд металлургических предприятий страны — Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты, НЛМК — «УралСервис». В рамках МЗШ, каждый раз не только открываю для себя что-то новое, но и делюсь своими знаниями и опытом по совершенствованию системы ТОиР.
В этом году этап школы по обмену производственным опытом специалистов ремонтных служб проходит в стенах моего родного предприятия, и мы можем рассказать участникам о проделанном пути, о достижениях, трудностях и возможных перспективах развития. Наши специалисты внесли значительный вклад в реализацию проекта по трансформации ремонтных служб, поэтому я уверен в том, что цели, поставленные нашим руководством, будут выполнены, а успешный опыт нашего комбината станет ориентиром по реализации подобных изменений.
Сергей Иванов, начальник управления производственными и машиностроительными активами, Михайловский ГОК:
— На комбинатах Металлоинвеста сейчас активно идёт трансформация ТОиР, развиваются проекты в связи с внедрением SAP. Коллеги много задают вопросов, потому что мы идём чуть впереди в плане новой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Живое общение в неформальной обстановке и обсуждение проблем, достижений всегда полезно.
Алексей Понявкин, главный специалист по повышению эффективности ТОРО, Уральская Сталь:
— Межзаводская школа — богатый опыт. Такой же мощной технической школы в России я, пожалуй, больше не знаю. На встрече убедились в том, что на других предприятиях SAP работает, что планирование переходит в цифровой формат. Видим, что развиваемся правильно. Сейчас в результате реструктуризации ремонтных служб открыты новые направления — надёжность, повышение эффективности. Эти инструменты позволяют оптимизировать ремонты, высвобождать ресурсы. Достаточно серьёзная и интересная работа, и по обсуждению видно, что не одни мы этим занимаемся.
Алексей Казунин, главный механик производства плоского проката Череповецкого металлургического комбината, «Северсталь»:
— Заходил в цеха, общался с людьми. Персонал дружелюбный, хорошо отзываются о руководителях и вообще очень гордятся, что работают на этом предприятии. Интересно было взглянуть на успехи коллег. Например, Бизнес-Система и у нас есть, но я удивлён, что сотрудникам «Металлоинвеста» удалось так много сделать в короткие сроки. Теперь главное не упускать достигнутое, поддерживать на высоком уровне.
Виталий Липский, механик доменного цеха Объединённого Западно-Сибириского металлургического комбината, ЕВРАЗ:
— Очень доволен, много почерпнул того, что пригодится в работе. Наше предприятие только встаёт на путь трансформации ремонтной службы, поэтому опыт участников межзаводской школы так ценен. Что касается Бизнес-Системы и её инструментов — «Доски решения проблем», «Фабрики идей», у нас это все внедрено ещё полтора года назад, но было интересно увидеть, как справляются коллеги. На Лебединском ГОКе и ОЭМК был впервые, очень понравилось: видно, что комбинаты развиваются, появляются новые цеха и мощности.
Ильдар Серазетдинов, начальник службы технического обслуживания и ремонтов цехов горно-обогатительного производства ООО «Объединённая сервисная компания», Магнитогорский металлургический комбинат:
— Лебединский карьер, конечно, внушителен по своим габаритам и запасам. У нас в Магнитогорске тоже есть карьеры, но они меньше. Из черметовской школы в целом понравилось то, что побывали на разных предприятиях, посмотрели производственные мощности. Обратил внимание, что, к примеру, на Лебединском ГОКе на высоком уровне развита система диагностики — и методики, и приборный парк. У нас она тоже есть, но не в таких больших масштабах.
Владимир Матайс, начальник управления ТОиР, Челябинский трубопрокатный завод:
— Хотелось бы в первую очередь отметить хорошую организацию этой школы. Поездка всегда полезна, потому что мы в диалогах и спорах находим истину, верное направление, по которому надо идти. Побывали в этот раз на нескольких предприятиях, всё здорово, особенно понравилось на ОЭМК: в цехах чисто, красиво, оборудование в хорошем состоянии. И ещё охране труда и промбезопасности уделяется основное внимание — это правильно.
Армен Мартиросян, начальник управления производственными и машиностроительными активами, ОЭМК:
— Обмен опытом именно на таких площадках очень полезен для совместного развития. По сути, мы все стремимся к одной цели – развитие нашей отрасли, как в горном, так и металлургическом сегменте и, считаю, что именно такие мероприятия позволяют обмениваться лучшими практиками и изучать новые тренды в организационной эффективности по управлению системой ТОиР.
Особенно приятно, что по итогам проведения этапа школы по обмену производственным опытом специалистов ремонтных служб на АО ОЭМК участники высоко оценили уровень организационной и производственной культуры комбината. Было отмечено, что ОЭМК активно движется вперед по построению надёжностно-ориентированной системы обслуживания оборудования.
Евгения Шехирева
Фото Александра Белашова
2019-09-05