Семьи, для которых нет чужих детей
1 июня мы празднуем День защиты детей. Главная защита для детей — крепкая семья, где о них заботятся и любят. Не всем везёт иметь такую семью, но те, у кого она есть, вырастают счастливыми людьми, даже если судьба их началась не так уж и благополучно.
«Вместе мы справимся»
Семья Павла и Натальи Секретовых в 2014 году победила в городском конкурсе «Крепка семья — крепка Россия» и представляла Белгородскую область на международном форуме «Многодетная семья и будущее человечества». На тот момент у них было четверо детей — Илья, Дима, Ксения и Серёжа. Павел Анатольевич –начальник производственно-технологического отдела сортопрокатного цеха №1 Оскольского электрометаллургического комбината. Наталья Викторовна оставила работу, чтобы заботиться о детях. Среди семей-участников форума многие воспитывали приёмных детей, и Секретовы решили тоже стать родителями для оставшегося без семьи ребёнка. Думали сначала об одной девочке.
Собирали документы, общались с представителями органов опеки, которые традиционно не столько подталкивают родителей к решительному шагу, сколько отговаривают от него — проверяют на прочность их готовность взять на себя ответственность за чужих детей со сложной судьбой. Только в марте 2016-го им предложили посмотреть сестрёнку и братика в Белгороде — трёхлетнюю Алину и четырёхлетнего Сережку. Все понравились друг другу и в мае вместе уехали домой.
Так в семье стало два Серёжи — старший и младший. В четырёхкомнатной квартире одна комната — для мальчишек, другая — для девчонок. Двухярусные кровати — одновременно и решение проблемы с площадью, и любимый детский аттракцион. Дети тяжело привыкали к новой семье, и хотя быстро начали называть Наталью и Павла мамой и папой, приживались в новых условиях долго и не без трудностей. Новый опыт оказался непростым для всех.
— Дело ведь в чём? – объясняет Наталья. — Когда дети попадают в детдом, какими бы хорошими ни были там условия, для них это большой стресс. Учёные пишут, что у них как будто взрыв атомный происходит в голове. Сразу пропадают умственные способности, появляются психоневрологические проблемы, дети становятся похожи на загнанных зверьков.
Отогреть их, дать оттаять маленьким сердечкам, дать им опыт конструктивных и благополучных межличностных отношений — это как раз первоочередная задача новых родителей. Нужно немалое терпение, чтобы выдержать ребёнка, ежеминутно и по каждому поводу готового заплакать.
— Алина и Сережа с нами уже четыре года, и до сих пор мы каждый день учим их тому, что родным легко давалось само, — делится опытом Наталья. — Как вести себя в большом коллективе, чувствовать границы свои и чужие. Нельзя брать чужое, не потому что жалко вещь, а потому что ты можешь не понимать, что берёшь и можешь навредить себе. У детдомовцев ещё часты пищевые нарушения. Две крайности: или ничего не едят, или, наоборот, едят как не в себя. Вот наши как раз едят наравне со взрослыми. Не дашь лишний кусок, он плачет. Еды не жалко, но ведь нагрузка на желудок…
В каждой семье бывают конфликты и ссоры, и если родные дети легко мирятся и просят прощения, то приёмным это всё ещё даётся нелегко. Только терпение, только забота, только постоянные разъяснения, что к чему, ежедневное приручение маленьких «дикарей» — постоянная забота для обоих родителей. Да и научить детей жить в ладу теперь, когда они привыкли друг к другу и то и дело делят между собой то территорию, то игрушки, то родительское внимание, тоже, кроме них, некому. Во всём приходится держаться друг за друга — вместе принимать решения, обсуждать семейные новости и дела. Папе в свободное от работы время всегда находится дело — пообщаться с детьми, помочь маме по дому, разгрузить её от самой тяжёлой работы. С Серёжкой-младшим, говорит Наталья, они легче находят общий язык, например, вместе уроки делают. Да и вообще Павел Анатольевич — ответственный отец, во всём помогает Наталье. Семья — это ведь общая забота, в одиночку её не построишь. Про возникающие трудности в семье Секретовых говорят так: «Это не приговор, ничего страшного. Зато мы вместе, мы справимся». И справляются — потому что вместе.
Островок надежды
В большом доме бригадира участка основного производства электросталеплавильного цеха ОЭМК Павла Мошкова нашлось достаточно места и любви для 12 детей. Они с супругой Ольгой Александровной никогда не думали, что их семья так разрастётся, и не поверили бы, если бы кто-то предсказал им такое будущее. Но человек предполагает, а судьба складывается так, как должна.
Всё началось с того, что супруги решили завести для младшей дочки подружку, чтобы росли вместе, играли, ходили в школу. Так в семье Мошковых появилась Кристина Овчаренко. Спустя полгода выяснилось, что у неё в детдоме есть старшая сестра, Надя. Её раз пригласили в гости, другой, потом она уже со слезами уходила обратно в детский дом, и они забрали девочку к себе насовсем. Со временем она взяла себе фамилию новых родителей. Таню Покровскую к Мошковым привела телепередача «Островок надежды». Они увидели, что двухлетняя девочка ищет семью, собрали семейный совет — и поняли, что семья ищет Таню. И что Таня нашлась. Поехали за ней в Белгород и привезли домой. Учили её ходить, в два года она ещё этого не умела…
А потом в Старом Осколе им предложили взять в семью ещё двоих детей — брата с сестрой, Базаровых. Поначалу сомневались — потянут ли, хватит ли сил, но решили — хватит. Как говорит глава семьи, все решения они принимают сообща, и дети никогда не были против новых сестёр и братьев. Как сами-то справляетесь?
— Да справляется в основном жена, я-то на работе, — скромно отвечает Павел Иванович и соглашается со мной: — Да, она великая женщина.
Для Ольги Мошковой материнство стало основной профессией. Раньше и она работала бок о бок с мужем в ЭСПЦ, но после второго декрета решила остаться дома с детьми. Как приёмные родители они получают зарплату от государства, плюс пособия на детей да зарплата мужа — справляются.
— Главное, что я скажу, — объясняет Ольга Александровна, — если детей больше пяти, надо большую территорию для жизни. В квартире уживаться такой оравой я бы не решилась. Но у нас трёхэтажный дом, всем достаточно места. Всем нам, и взрослым, и детям, необходима личная территория, место, чтобы уединиться, побыть одному, отдохнуть друг от друга. Иначе здорового климата в семье не будет.
У дома Мошковых — небольшой огород, во дворе детская площадка, бассейн, в котором охотно плещутся дети. На жилищные условия в первую очередь и смотрят органы опеки, когда встаёт вопрос об усыновлении ребёнка. Есть ли спальное место, рабочее место, в каких условиях окажется ребёнок, попав в семью. Но ещё пришлось отучиться в школе приёмных родителей, поработать с психологами, пройти ряд тестов. Справились на отлично и с тестами, и с практикой. Сегодня у них пятеро взрослых детей, живущих отдельно от родителей, и семеро младших.
Мама в любой семье — и повар, и врач, и нянька, и уборщица, и педагог, а в многодетной нагрузка усиливается в разы. Справляются сообща, домашние дела делят — мальчишки помогают папе, девочки — маме. Последние два месяца прибавилось ещё и забот с дистанционным обучением. С двумя старшими мальчишками за уроками и без того засиживались допоздна, а теперь, с пополнением в семье — с нового года у Мошковых ещё двое: брат и сестра, Вика и Даниил, уроков стало ещё больше. Не дом, а изба-читальня, шутит мама. В четвёртом классе Даниил не умел читать, да и в целом по учёбе здорово отставал. Теперь ликбезом младших занимаются всей семьёй, включая старших дочерей, приехавших в гости из Питера со своими детьми. В семье все хорошо учились: Катя поступила в МГУ, потом перевелась в Таможенную академию (а конкурс туда ничуть не меньше, чем в главный вуз страны!), Коля Базаров с отличием окончил техникум. Сейчас в армии служит. Кристина отучилась и работает в ЭСПЦ. Трое девчонок в возрасте от 14 до 16 — в одном классе, так получилось, и тоже учатся неплохо.
— Морально всё это тяжело, конечно, — говорит Ольга Мошкова, — я готовлю, а они приходят ко мне с уроками. И весь день мы сидим за книжками. Всё надо проверить, потом разослать учителям. Но деваться некуда. Опека нам обещала присылать учителя на дом, ведь я всё-таки не педагог, но так и не успели мы позаниматься с учителем… Может, с сентября начнём…
Только на дистанционную учёбу и пожаловалась, сильная женщина. А другой такое и не по силам.
И Секретовы, и Мошковы рассказывают о своих семьях спокойно и без всякого пафоса. Не рассуждают о безмерной любви к детям или о благородстве и самопожертвовании. Те, кто так рассуждает, не усыновляют детей, а приёмным родителям, да ещё многодетным, некогда болтать. Их ежедневный подвиг — не в плакатном позировании, а в терпении и любви. Что ещё нужно детям для счастья? И в этом — будущее человечества.
Ольга Запунная
Фото из семейных архивов героев
2020-06-01