сайт Старооскольского городского округа

Сердце нового города

храм«Душа радуется», — именно так выражают своё отношение к росписи храма Рождества Христова прихожане. Старооскольцы говорят, что их любимый духовный центр в новой части города преобразился. Роспись тёплых «летних» тонов наполняет его жизнью и солнечным светом.

 

И священники, и прихожане благодарны тем, кто материально помог осуществить этот проект — Металлоинвесту и первому заместителю генерального директора — директору по производству УК «Металлоинвест», депутату Белгородской областной Думы Андрею Угарову, по чьей инициа­тиве компанией были выделены средства.

 

А началось всё с того, что митрополит Белгородский и Старо­оскольский Иоанн познакомился с замечательной художницей и иконописцем Екатериной Севергиной, которая показала ему свои фотографии росписи Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове, сделанные совместно с художниками мастерской «Иконография» из Санкт-Петербурга. Они предложили митрополиту свой проект росписи: иконографическую программу, цветовое и стилистическое решение. Живопись ему понравилась, и он пригласил художников в Старый Оскол расписывать храм Рождества Христова.

 

Храм Рождества (30)— Митрополит Иоанн подробно обсудил с нами вопросы колорита, ритма, общего художественного впечатления. Он, можно сказать, автор общего проекта, — рассказывает художница, декан факультета церковных искусств Санкт-Петербургской академии теологии и церковных искусств Евгения Давыденко. — Мы приехали в Старый Оскол, нас очень тепло и заботливо принял настоятель храма Алексий Бабанин, обеспечил всем необходимым, и началась трудная, вдумчивая и чудесная работа.

 

— Какими силами выполняете проект?

— В течение прошедшего года в храме трудилось около 20 художников. Вместе со мной делает
роспись храма и руководит проектом преподаватель нашей академии Ярослава Алексеева. Она же возглавляет мастерскую «Иконография», которая существует более 15 лет. Образование и опыт мастеров позволяют выполнять все работы по благоукрашению храмов — архитектурное проектирование, стенопись, написание икон и позолоту, резьбу по дереву. Художники мастерской спроек­тировали и написали десять иконостасов, расписали семь храмов в России и за рубежом.

 

Храм Рождества (9)В основном, мы работали силами мастерской «Иконография», но привлекали и других специалистов. Среди них — очень талантливые и одарённые местные художники Дмитрий Краснов и его жена Светлана. С нами в этом проекте писали и наши друзья из Москвы — художники из мастерской Владимира Щербинина.

 

— Евгения, вы используете в росписи спокойные, неяркие тона. В чём задумка?

 

— Нам очень понравилась классическая архитектура храма. Но мы заметили, что он высокий, а рабочего пространства — немного: как бы чуть–чуть это не в масштабе человека. Было решено исправить такое ощущение за счёт цветовой гаммы — зрительно понизить уровень потолков. Поэтому в куполе и верхнем регистре росписи мы использовали синий фон, в среднем регистре храма оставили более спокойный зелёный. Столбы сделали «лёгкими» на светло-жёлтых фонах, ввели много тёплых оттенков. Хотели, чтобы храм был светлым, в меру цветным и радостным, чтобы человек чувствовал себя здесь спокойно и уютно.

 

— Расскажите, пожалуйста, о концепции вашей росписи.

— Православный храм — это не просто здание, предназначенное для богослужения. Здесь всё имеет своё глубокое символическое значение. И живопись наглядно выражает в духовных образах догматическое учение Православной Церкви. В своей работе мы тщательно продумали разделение храма на ярусы. Кроме того, определились с масштабами изображаемых фигур. Наверху они огромные — около 2 метров 50 сантиметров, на столбах поменьше — 2 метра 30 сантимет­ров, но не кажутся великанами и на человека не давят. Композиции с ещё меньшим масштабом изобразили ниже.

 

Храм Рождества (2)По глубокому смыслу православного вероучения, Иисус Христос является духовным центром и вершиной, к которой стремится в Церкви всё. Поэтому на самой высшей точке  под куполом изображена Хрисма — символическое буквенное обозначение Христа. Господь царит над всем миром, объединяет Церковь земную и Небесную. А в абсиде написан образ Христа Пантократора. У него классическое расположение рук, он благословляет и обнимает весь мир и молящихся в храме. Вокруг образа много пространства, что создаёт ощущение простора и притягивает внимание. Этот образ написали московские художники, в их числе журналист, писатель и иконописец Владимир Щербинин. Владимир Иванович — талантливый и известный в стране человек. Мы были рады, что он согласился с нами поработать и создал такой шедевр.

 

Самая большая композиция «разбита» на три стены и считается единой. Это Рождество и все связанные с ним события, а также основные вехи церковно–литургической жизни и земного пути Христа. Здесь изображены сюжеты из Нового завета. Небесная Церковь связана с земным подвигом мучеников, исповедников, святителей, преподобных. Они — опора церкви, поэтому пишутся на столбах. Вместе с настоятелем храма Алексием Бабаниным и прихожанами мы обсуждали, кого именно изобразить, ведь этих святых очень много. На западной стене написаны образы новомучеников Белгородского края и святого Иоасафа Белгородского. Будет в нашей росписи и сюжет о царской семье. Всё это мы связываем в единую историю — Всероссийскую.

 

Важной догматической и идейной частью храмовой росписи является композиция с изображением заступницы за род человеческий Царицы Небесной.

 

Покров Божьей Матери каждый староосколец ощутит ещё на подходе к храму, так как образ видно из окна над центральным входом.

 

Художница Евгения Давыденко

Художница Евгения Давыденко

— Мы знаем, есть в росписи Рождественского храма и сюжет, связанный с духовной жизнью Старого Оскола…

 

— Мы полюбили ваш город, много узнали из его истории, прочитали про новомучеников, просмотрели все старые фотографии. Так родился сюжет о Старом Осколе. Мы изобразили ваших земляков — преподобных Архипа и Иннокентия, которые основали Глинскую Пустынь. Старооскольский пейзаж с белым холмом, церквями, полноводной рекой и лодками, может быть, географически «гуляет», но духовно угадывается. Очень жаль, что сердце города — кафедральный собор снесли, а территорию вокруг него отдали в советские времена под СИЗо. Это духовное вредительство. Кафедральный собор мог бы стать смысловым и историческим центром города.

 

— Евгения, трудно ли работать на высоте?

— На самом деле, не так просто. Хочу сказать большое спасибо отцу Алексию и всем, кто помог соорудить прочные и очень удобные леса. Таких у нас ещё не было! Кстати, Андрей Угаров тоже поднимался на эти леса, интересовался нашей работой. Ему, конечно, — благодарность особая за поддержку проекта. Спасибо оскольским металлургам за помощь и вклад в духовное возрождение России. Вообще, я бы сказала, что роспись храма — труд соборный. Мы ощущали и дружескую, и молитвенную поддержку. Это важно. Потому что невозможно писать, сжав зубы. Тут главное — любовь и душевное равновесие.

 

Художница Екатерина Севергина

Художница Екатерина Севергина

— Как Вы считаете, насколько важна для храма роспись?

 

— Живопись в храме — не украшательство и не обои, а, в первую очередь, смысл научения. Это важный просветительско-образовательный момент. Тут всё должно работать, как музыкальное произведение, — в единстве, вплоть до каждого орнамента. Например, повторяющиеся цвета и формы — это как повторяющаяся мелодия в фуге, которая возвращает человека к восприятию всего произведения. Храм — симфония искусства: и звук, и цвет, и смысл — здесь всё должно быть в единстве. И мы постарались это сделать. Хотелось бы, чтобы храм Рождества Христова сохранял свою индивидуальность и так же хорошо читался издалека. Градостроителям мы бы посоветовали не закрывать его многоэтажками, а сохранить свободное пространство вокруг, посадить сад, и тогда этот храм будет сердцем нового города.

 

— Что вас радует в работе?

— То, что стараемся не для себя, а для всех. Когда мы приехали сюда, то нам очень понравились здешние люди своим гостеприимством и доброжелательностью. Хотелось сделать что–то доброе и светлое, чтобы храм был для них таким домом Божьим, где всегда спокойно и тепло. И потом, профессия у меня любимая. Что может быть лучше, чем работать с любовью к своему делу. Мне можно только по-хорошему позавидовать.

 

 

Татьяна Денисова

 

2015-12-17

 

ВИДЕОСЮЖЕТ

 

Поделитесь новостью с друзьями