Акварельные страницы ОЭМК
В старооскольской библиотеке имени А. С. Пушкина открылась выставка «Акварельные страницы ОЭМК», посвящённая 45-летию комбината. Это необычный, творческий, взгляд на производство.
Убедительно изобразить металлургическую установку сложно. Ведь производство требует фотографической точности, а фантазия художника – полёта. Причём настоящего полёта, а не свободы воздушного змея, привязанного за нитку. И в какой-то момент может показаться, что преодолеть эти противоречия невозможно. Но нет. Не надо опускать руки. Оказывается, живопись и производство могут не просто поладить, а даже подружиться. Именно такая история произошла с созданием рисунков комбината старооскольской художницей Ренатой Филимоновой.
Началось всё с того, что в прошлом году Рената подготовила серию открыток с видами Старого Оскола и показала её начальнику управления корпоративных коммуникаций ОЭМК Михаилу Каширину. Сразу родилась идея создать коллекцию открыток с видами комбината. И Рената взялась за работу, хотя, признаётся, слегка сомневалась, справится ли. Ведь индустриальный пейзаж и городской – совсем разные вещи. Началась подготовка к творческому процессу: поездки на комбинат, встречи с металлургами, изучение фотоматериалов…
– Особенно меня вдохновили металлурги. Такие характеры и типажи! Удивляет это противопоставление: с одной стороны, огромный масштаб производства, а с другой – конкретные люди, которые управляют этой промышленной мощью и делают немыслимые для меня вещи. У меня и сейчас мурашки от воспоминаний впечатлений, полученных на предприятии, – как бы в подтверждение Рената показывает руки. – Теперь понимаю: для художника производство – глубокая, серьёзная и очень интересная тема.
За полгода создано около 30 работ, на основе которых собрана серия почтовых открыток. А 18 рисунков украсили стены библиотеки имени А. С. Пушкина и уже доступны широкому зрителю. Особенно лиричными получились пейзажные работы, например, водонапорная башня у СПЦ №2 среди позолоченных осенью деревьев и зимний, с нотками волшебства, вид на печи металлизации ФОиМ. Изображения цеховых сюжетов и конкретных металлургических агрегатов, которые, по словам художницы, дались ей особенно тяжело, представляют другой, творческий, взгляд на производство. Отдельного внимания заслуживают портреты металлургов, написанные с фотографий, но оттого не менее правдоподобные и живые.
Все работы выполнены акварелью. Они получились как бы скетчевые или блокнотного характера, как сейчас говорят. Пожалуй, это идеальное решение для формата почтовой открытки. Чем-то напоминает технику быстрого рисунка. Но быстрый, не значит лёгкий. Ведь акварель не прощает ошибок: это не масло, которое можно счистить и нанести снова. Если какой-то фрагмент не удался – бери чистый лист и начинай снова. Акварель непредсказуема и своенравна, зато её бесспорное преимущество – это непринуждённость, удивительные оттенки разводов и лёгкая полупрозрачность.
– Я пыталась изобразить различные моменты, чтобы показать, каким разносторонним и интересным, а вовсе не однообразным и скучным может быть производство, – добавляет Рената. – Мне кажется, у меня получился такой коллаж впечатлений. Впечатлений, которые дороги и мне.
– Думаю, никто не ожидал такую подачу нашего гиганта-ОЭМК. В работах Ренаты Филимоновой он получился таким тёплым, будто домашним. Красивый уголок родного края, а не сухое промышленное производство! – поделилась Юлия Джурова, главный библиотекарь читального зала библиотеки им А.С. Пушкина. — На каком-то внутреннем уровне эта выставка вызывает у меня необычные ощущения. Будто я тоже еду в этом трамвайчике, смотрю в окошко, вижу тающие снежинки на стекле и эти виды, которые кажутся слегка расплывчатыми. А в портретах меня поразили глаза: во взгляде отражается состояние человека, когда он хорошо потрудился и доволен этим. Удивительно, как художник сумел передать это.
Выставка открыта до 5 августа. Библиотека имени А.С. Пушкина работает все дни, кроме пятницы, по графику: понедельник – четверг с 10 до 20 часов, суббота-воскресенье с 10 до 18 часов.
Ольга Ульянова
Фото Валерия Воронова и Татьяны Капустиной
2019-07-11