Когда и на юг ехать не надо

kamburova-_15_ (Копировать)Артисты театра Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой устроили для старооскольцев вечер домашнего музицирования. Это первый подарок горожанам в наступившем году от фестиваля АРТ-ОКНО.

На сцене пианино, стулья, стол с белой скатертью, на нём две кружки. Ничего лишнего. Уютно, по-домашнему, вернее, по-салонному. Вечер семейного музицирования, мир настоящего русского романса подарили нам артисты театра Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой. Переливчатое сопрано Елены Фроловой (или как сама артистка называет его — энергетическое) порадовало таким многообразием интонаций, что иногда казалось — у микрофона несколько женщин сразу, а не одна она. Довольно редкий для женщины альт Анны Комовой своей мощью буквально придавил зрителя к креслу.

А мягкий, но при этом сильный баритон Олега Синкина дополнил и оттенил женские голоса. Исполняли в этот вечер в основном песни на стихи поэтов серебряного века. Но при этом ожившие в голосах потомков гости из золотого — Александр Пушкин и Евгений Баратынский — а также шестидесятник Булат Окуджава, несмотря на меньшинство, из компании не выбились. Получилось органично, грамотный подбор программы оценили многие.

Олег Синкин называет Елену Фролову неистощимым кладезем: каждый месяц эта удивительная женщина готовит новую программу. Старооскольцы вторые после губкинцев (там концерт прошёл днём ранее) оценили вкус артистки. Сама Елена, похоже, жизни не представляет без песни, на неё приятно смотреть, когда она поёт. Например, слова из «Бегущей девочки» Михаила Кузмина: «Тирли-то-то, тирли-то-то. Я пёстрых крыльев не имею. Но не поймал меня никто!» — она пела, стоя на цыпочках и слегка покачиваясь. Если б руки не были заняты гитарой, она точно раскинула бы их и взлетела вопреки всем законам физики, анатомии. После концерта Елена поделилась, что для неё значит песня.

— Когда исполняешь песню, которая проникает к тебе в душу, на эти три минуты выпадаешь из времени. Вернее, с ним что-то такое происходит… — Елена морщит лоб, подбирая точные слова, чтобы высказать свою мысль. — Это уже не три минуты, а будто совсем другой промежуток. Ритм романса меняет работу души, мозга. Там, в мире песни, очень здорово побывать и вернуться обновлённым. Можно даже на юг не ездить отдыхать: песня даёт такую новую волну, что ничего другого и не нужно.

Мы услышали историю русского романса, интересные моменты из биографии поэтов, чьи стихи в этот вечер превратились в песни под аккомпанемент музыкантов. Гитара в нежных руках Елены Фроловой звучала всякий раз по-разному, покорно слушаясь хозяйку. Виртуозную игру Олега Синкина не сбил даже капризный нотный лист, упавший во время исполнения на руки музыканту.

Часто можно наблюдать в больших зрительных залах людей, тихонечко разговаривающих по телефону. Но не в этот вечер. Слушали, затаив дыхание. А те, кто забыл выключить звук, заставляли замолкнуть свои аппараты и поспешно убирали их подальше. Через эти песни мы можем поговорить со своими дедами и прадедами, уверена Елена Фролова. Судя по тому, что подпевали многие, разговор состоялся душевный.

— Романс — это, прежде всего, доверительная интонация, — считает Олег Синкин. — Это своего рода общение, в которое вовлечён зал. Нашему коллективу 25 лет, мы выбираем самую высокую поэзию и лучшие образцы музыкального материала. То, что не пошло, апеллирует к душе — вот это наше направление. Проходных, необязательных вещей избегаем. Для нас приезд в Старый Оскол — это событие. После Москвы мы получили удовольствие от работы здесь, ощущаем какой-то покой. О-о-очень приятно. Знаю, что фестиваль АРТ-ОКНО возник в прошлом году и его организаторы провели уже много мероприятий. Это замечательная идея привозить в русскую провинцию (в самом лучшем смысле этого слова) хорошие образцы искусства. Если нам предложат ещё раз поучаствовать, мы с радостью приедем.

Стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Михаила Кузмина, Татьяны Толстой, Иннокентия Анненского… Надо ли пересказывать, о чём они, что чувствовали мы, зрители? Ценители серебряного века были в восторге. А как же Александр Вертинский? Вспомнить гениального исполнителя помогла Анна Комова. По словам поклонников Вертинского, артистка смогла не только передать его стиль исполнения, но и привнесла своё видение. Получилось мастерски. Слёзы катились по щекам, когда Анна пела о революции: «Я не знаю, зачем и кому это нужно». Но «Бразильский крейсер» вскоре поправил ситуацию: народ уже смеялся. Приятно наблюдать, как живо душа зрителя откликается на разные строки и музыку. Полтора часа концерта пролетели не секундой, а даже миллисекундой. Светлана Востокова, замглавы администрации округа по соцразвитию, уверена, что 2018 год благодаря приезду артистов пройдёт замечательно:

— Как год начнёшь — так и проведёшь. Нам повезло, что благодаря фестивалю АРТ-ОКНО 2018 год начался с такого праздника! Спасибо за то, что согрели наши души, создали атмосферу душевности и теплоты. Мы даже забыли, что находимся в зале, как будто побывали в настоящем салоне, — призналась артистам Светлана Николаевна.

Аплодисментами зрители, среди которых было немало работников ОЭМК, присоединились к её мнению.

Оксана Бережная,индивидуальныйпредприниматель:

Очень удивилась, что театр Камбуро-вой приедет в Старый Оскол. Это же такая возможность! Я не сомневалась ни секунды, что нужно идти. На концерт попала благодаря сайту, зарегистрировалась, легко получила билет. Когда слушала эти романсы, переживала. У меня в душе такие удивительные ощущения остались, это такое прикосновение к старине. Я вынесла с этого концерта частичку света, настоящего трепета…

Алексей Чумаков, доцент старооскольского филиала НИУ «БелГУ»:

Я не пропустил, наверное, ни одного мероприятия АРТ-ОКНО. Этот фестиваль — отличная идея, у нас появилась возможность прикоснуться к современной культуре, живя в провинциальном городе. Пришёл на концерт, потому что хотелось послушать настоящую русскую лирику. Это проникновение в глубины своей души, раскрытие тайн. Приоритеты у людей выстраиваются по-разному, а вот набор ценностей всё же более похожий, поэтому многим, думаю, это близко. Мне понравилось, как исполнили романсы Вертинского, это сверхсложная задача для артиста. Но Анна Комова продемонстрировала сочетание профессионального вокала и драматургического мастерства.

Ольга Ульянова

Фото Валерия Воронова

 

2018-01-19

Поделитесь новостью с друзьями