Многое зависит от нашей сознательности
На этой неделе в студии радио ОЭМК состоялся прямой эфир с главным специалистом группы по охране здоровья ОЭМК Еленой Львовой, которая ответила на многие животрепещущие вопросы металлургов, а также на вопросы, поступающие в ящик «Твой голос».
— Елена Владимировна, есть ли в нашей поликлинике тесты на коронавирус, и могут ли медики ОЭМК его определить?
— Тесты на коронавирус имеются в вирусологической лаборатории в Белгороде. Забор материала производится в случае подозрения на коронавирусную инфекцию, и затем его направляют в областной центр. В поликлинике № 3 ОЭМК забор материалов не проводится. Это могут сделать только в больницах по месту жительства при подозрении на коронавирусную инфекцию, когда есть определённые симптомы.
— Каков срок постановки диагноза, и что включает в себя диагностика?
— В настоящий момент для определения диагноза используются тесты, разработанные в государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» в Новосибирской области. Эти тесты в достаточном количестве имеются в вирусологической лаборатории в Белгороде. Время получения результата — от 8 до 12 часов.
— Много споров сегодня вокруг самого теста: насколько он точен, почему проводят несколько тестирований?
— Это делают из-за особенностей протекания болезни, а не потому, что тест неточен. Анализ у человека с подозрением на коронавирус берётся в первый, третий и одиннадцатый день, и только после трёх отрицательных результатов мы можем говорить о том, что человек здоров.
— А какими должны быть действия, если у меня или членов моей семьи есть признаки ОРВИ? Ведь это не обязательно коварный вирус…
— В любом случае человек, у которого присутствуют все признаки ОРВИ, должен остаться дома, не ходить на работу, чтобы не заражать окружающих, и обратиться за помощью к врачу.
— С начала года доктора однозначно стали героями дня, контактируя с больными, в том числе заражёнными коронавирусной инфекцией. Они продолжают вести обычный образ жизни или их после этого тоже изолируют?
— Да, многие врачи совершают сегодня ежедневный маленький подвиг, но и они, несмотря на все меры профилактики, не застрахованы от заболевания. Поэтому при первом же подозрении на инфекцию, при малейшем отклонении в самочувствии они, естественно, самоизолируются.
— Елена Владимировна, сколько работников ОЭМК пользуются медицинскими масками и насколько эта мера эффективна?
— Масками пользуются те работники комбината, которые по роду своей деятельности общаются с большим количеством людей. Это водители автобусов и трамваев, сотрудники коммерческой службы, диспетчеры и так далее. Кроме того, большое количество людей обеспечиваются в цехах средствами индивидуальной защиты, то есть, тоже пользуются масками. Сейчас шьются маски и для всех офисных работников. Но вы должны понимать, что только маска, отдельно от остальных мер профилактики, не защитит вас на сто процентов. Маска — барьерный метод защиты. Она нужна здоровым людям, чтобы не заразиться, а больным — чтобы не заразить здоровых.
— В магазинах и аптеках катастрофически не хватает антисептических средств. Чем можно их заменить?
— Самый безобидный и доступный способ — чаще мыть руки с мылом. Протирать руки можно спиртовыми растворами или перекисью водорода, которая также обладает определённым противовирусным эффектом. Обычную трёхпроцентную перекись также можно использовать и для орошения слизистых и полоскания горла, но её нужно предварительно развести водой в соотношении один к шести.
— Какими должны быть меры предосторожности при передвижении в общественном транспорте?
— По возможности нужно избегать скученности, держать дистанцию, но никто не отменял «час пик», нашу спешку и другие моменты. Поэтому в общественном транспорте желательно пользоваться масками и после поездки обязательно обрабатывать руки влажными антисептическими салфетками и спиртовыми растворами.
— Как мы можем защитить детей от страшного вируса?
— Дети болеют коронавирусной инфекцией очень легко, вплоть до бессимптомного течения, это уже мировая статистика. Но они могут быть переносчиками инфекции и создавать угрозу для старшего поколения. Например, если у ребёнка недомогание, мы не ведём его в садик, а просим посидеть с ним дома бабушку. В данном случае эта мера может быть небезопасной, потому что бабушка может заболеть крайне тяжело.
— Елена Владимировна, как медперсонал ОЭМК готовится к нашествию вируса?
— Конечно, мы понимаем всю серьёзность ситуации и ответственно готовимся к ней. Разработаны нормативные документы, проведены учения, закуплены дополнительные дезинфицирующие средства и маски, облучатели. Есть и защитные костюмы, которые понадобятся в случае обнаружения подозрения на коронавирусную инфекцию у кого-то из обратившихся за помощью. В общем, делается всё, чтобы врачи могли работать в любых, даже экстремальных условиях.
— В связи с тем, что автобусы обрабатывают хлоркой, люди задают вопрос: не влияет ли это на органы дыхания?
— Во-первых, там не такая большая концентрация хлора, чтобы повлиять на органы дыхания. А во-вторых, мы действуем строго по рекомендациям Роспотребнадзора, разработанным по коронавирусной инфекции, соблюдая графики обработки транспорта и используя разрешённые препараты. До и после перевозки пассажиров в автобусах обрабатываются поручни, спинки сидений, двери и все поверхности, которые могут стать причиной заражения инфекцией.
— Делают ли тесты на коронавирус тем, кто вернулся из стран ЕС, и отслеживают ли этот вопрос на нашем предприятии?
— Тесты делают только людям с подозрением на коронавирусную инфекцию, и это имеет логическое объяснение. Я уже говорила, что мы можем считать человека здоровым только при трёхкратном исследовании, поэтому делать анализ однократно в момент прибытия будет не совсем правильным в плане установления диагноза. Допустим, результат теста отрицательный, человек считает себя здоровым и не самоизолируется, а идёт на работу. А вирус, он коварен и может начать проявляться в организме человека на третий, пятый, четырнадцатый день… Поэтому в данном случае основное — это карантин и самоизоляция.
— Имеется ли у вас информация о количестве жителей нашей области, которые находятся на карантине после посещения стран ЕС?
— На 23 марта в Белгородской области на самоизоляции находился 1 721 человек. На ОЭМК сейчас на карантине 22 работника, которые сами или члены их семей прибыли из отпуска из-за границы.
— Работники комбината интересуются: будут ли сатураторы на время пандемии оснащены одноразовыми стаканчиками?
— В таком случае, имеет смысл подходить к сатуратору со своими кружками, потому что путь передачи вируса может быть не только воздушно-капельным, но и контактно-бытовым, пылевым. И если те же одноразовые стаканчики находятся в коридоре, где ходят люди, движется сквозняком воздух, поднимаются вверх микрочастицы пыли, то нет полной гарантии безопасности. Ведь невозможно ежесекундно мыть с хлоркой пол и протирать стены и потолки в помещении. Поэтому стоит подумать о целесообразности такого решения.
— В приказе по комбинату № 145 от 18.03.2020 в пункте 2.1 прямо запрещено проведение мероприятий численностью более 50 человек. Является ли нарушением приказа проведение медкомиссии работникам комбината?
— Медосмотры у нас идут в плановом режиме, ведётся мониторинг здоровья работников. У нас есть АСМО, пирометры, проводится выборочная термометрия на проходных. В поликлинике № 3 есть облучатели воздуха, строго соблюдается режим дезинфекции, то есть обработка всех помещений хлорсодержащими препаратами, помещения проветриваются, поэтому риска заражения нет. Все предупреждены: если есть признаки недомогания, вы не должны идти на медосмотр, а должны обратиться или в отдельный кабинет, или в отделение скорой медицинской помощи.
— Правда ли, что в Старом Осколе есть заболевшие коронавирусом?
— Нет. В Старом Осколе и Белгородской области на сегодняшний день заболевших нет. На прошлой неделе четыре человека наблюдались у нас в инфекционном отделении: трое прибывших из Германии и один человек, контактировавший с заболевшим коронавирусной инфекцией, который живёт и лечится в Москве. Ни у кого из них не выявлен коронавирус, все уже выписаны. Вчера одна женщина поступила с самоизоляцией в обсервацию, которая развёрнута на территории санатория «Красная поляна» в Валуйском городском округе. На период всей неблагополучной ситуации санаторий, рассчитанный на 180 мест, будет работать как обсервационный центр. Женщина прилетела из-за границы из отпуска, но так как дома не было возможности самоизолироваться (пациентка проживает совместно с пожилыми родителями), то сразу из аэропорта её перевезли в санаторий «Красная поляна». На сегодняшний день анализ у неё отрицательный, но пока женщина находится под наблюдением.
— Елена Владимировна, как, на ваш взгляд, может развиваться ситуация с вирусом?
— Коронавирусная инфекция очень быстро распространяется, и её сложно обуздать. Причём может быть как тяжёлое течение болезни, так и бессимптомное, и как раз такие люди являются потенциально опасными, источником заражения для других. Сценарий развития событий может быть любой. Но многое зависит от нашей с вами сознательности — насколько мы сами не хотим, чтобы эта беда к нам пришла.
Если будем заботиться о себе и своих близких, соблюдать режим самоизоляции и карантин, думаю, болезнь нас минует.
2020-04-01