Школа мужества Сергея Головина
Для специалиста по надзору управления главного механика ОЭМК Сергея Головина День защитника Отечества связан с двумя другими — Днём вывода советских войск из Афганистана и Днём пограничника.
Осенью 1984 года выпускника Новооскольского совхоза техникума, получившего специальность техника-механика, призвали в армию и, учитывая высокие моральные качества бывшего комсорга группы, отправили на Дальний Восток — водителем бронетранспортера в мотоманевренную группу погранвойск, в которую входили взвод БТР, взвод БМП, минометная батарея и взвод обслуживания. А через три месяца почти 200 человек новобранцев, построили и объявили о трехмесячной командировке в Афганистан.
Из Хабаровска военным самолетом они прилетели в Алма-Ату, попав из заснеженного Приморья в 30-градусную жару Казахстана, оттуда — в Термез, на южную границу Узбекистана. Здесь в пограничном отряде их еще два месяца готовили к суровым условиям ведения войны в чужой стране. Учили искать и обезвреживать мины, правильно обходить засады, провожать колонны по пустыне. Сергей Головин хорошо запомнил наставление — если есть возможность проехать не по дороге, а по целине, обязательно нужно ею воспользоваться.
И вот настал день, когда группа советских солдат пересекла границу Афганистана.
— Мы шли туда своим ходом, на БТРах и другой военной технике, чтобы сменить такую же мотоманевренную группу, стоявшую в одной из провинций Герата, — вспоминает Сергей Петрович. — Помню, ребята ехали навстречу нам счастливые, с красными цветами в руках — такие только в горах Афганистана растут. Добрались мы до места назначения без происшествий, и в первый же день попали под обстрел. Мой наводчик Валерий Карпешин с двумя канистрами отправился за водой, пока я приводил в порядок БТР после длительной дороги. И тут неожиданно откуда-то с гор начали стрелять. Майор кричит: «Карпешин, ложись!», а он все равно бежит с этими канистрами к нашему бронетранспортеру. Два часа мы вели перестрелку трассирующими патронами. Это было настоящее боевое крещение.
Группа, в которой служил Сергей Головин, контролировала 200-километровую зону недалеко от Герата. Солдаты проверяли караваны, которые перевозили наркотики или оружие из Пакистана, сопровождали советские колонны до границы и обратно, а также охраняли территорию от вторжения душманов. Очередное сопровождение колонны закончилось для Сергея контузией — минный трал, за которым колея в колею следовал его 20-тонный БТР, почему-то свернул в старое речное русло и попал на мину. Сергей сидел наверху, когда услышал резкий хлопок и почувствовал, как с правой стороны машины прошла сильная взрывная волна. Две недели он провел в госпитале в Ашхабаде и с очередной колонной, направлявшейся в Афганистан, вернулся в часть.
— Обычно с подбитых БТРов снимали все вооружение и оставляли их на месте, но мы с моим наводчиком решили восстановить свою машину. Поменяли редуктор, аккумуляторы, другие запчасти. И наш БТР был единственным, который подорванным вернулся в строй. Вот он, мой 652-й, — тепло улыбается Сергей Петрович, показывая в увесистом фотоальбоме фотографии тех лет, объединенные названием «210 дней в Афганистане». Здесь же — имена и фамилии ребят, с которыми Головин служил и которые погибли при исполнении интернационального долга.
Командировка в Афган затянулась на восемь месяцев. Срочную службу Головин продолжил на Дальневосточной границе, получив значки «Отличник погранвойск» 1 и 2 степеней, а вернувшись домой, еще долго не мог привыкнуть к мирной жизни.
Постепенно в жизнь возвращался мир. Сергей женился, перебрался в Старый Оскол. Работал в тресте «Металлургстрой», а в 1993 году перешел на ОЭМК. Трудился на участке грузоподъемных механизмов в ЭСПЦ, сейчас работает в отделе по техническому надзору УГМ, занимается техническим освидетельствованием кранов и всех грузоподъемных механизмов комбината.
— Столько лет прошло, но никак не могу забыть Афганистан, погибших там друзей, — тихо говорит Сергей Петрович. — Когда выводили оттуда советские войска, я радовался, что молодые ребята возвращались домой. Конечно, армия — это настоящая школа мужества, которая из вчерашних мальчишек делает настоящих мужчин. Меня она научила дисциплине и ответственности, а после Афганистана я вообще стал на все смотреть другими глазами.
«Армия — это настоящая школа мужества, которая из вчерашних мальчишек делает настоящих мужчин. Меня она научила дисциплине и ответственности, а после Афганистана я вообще стал на всё смотреть другими глазами».
2020-03-03