В Белгороде открылась экспозиция работ старооскольской художницы
Около 80 картин преобразили стены выставочного зала «Родина», где открылась экспозиция картин акварелиста Аллы Филимоновой. Художница ушла из жизни два месяца назад, но оставила много поистине ценных работ.
Разные, но все живые
Каких мотивов тут только нет! Разве что портретов мало. В числе немногих девушка с картины «Весна», похожая на саму художницу, смотрит на нас печальными глазами.
Интересна работа, написанная в Сербии, куда однажды пригласили художницу на пленэр. Мы видим, как в рамку «заперли» кусочек живого, дышащего неба, горы и домики в низине – как яркие грибочки. Это сказка, в которую хочется попасть. Хотя бы на секундочку.
Говорят, белый цвет в акварельном исполнении — самый сложный. Но для художницы это не было проблемой. Взгляните на зимние пейзажи. Вот человек-крошка на фоне деревьев-великанов уходит вдаль, оставляя светло-серую нитку следа за собой. А вот выгуливают резвую собаку в зимнем парке. Снег на всех зимних картинах такой разный и такой естественный. Многие работы написаны по мокрой бумаге, потому краски, смешиваясь, породили такие причудливые разводы, которые намеренно не изобразить.
В некоторых работах, особенно последних, художница не просто как созерцатель запечатлела на листе мгновение, но и, похоже, попыталась передать определённую мысль. Например, картина «Уже вечер», выполненная, правда, пастелью, это не просто вечер в курской деревушке. Это одиночество бабушки, сидящей на лавочке у дома. Не вечер очередного дня, а вечер её жизни. Грустный и безмолвный.
Чайки — как искры
Немало произнесли тёплых слов на открытии выставки. Но грустили в этот день больше, чем радовались. Художница ушла из жизни 1 сентября этого года, по роковому стечению обстоятельств в день презентации сборника репродукций её картин «Жизнь. Алла Филимонова». Но выставка открыта не как памятная, её запланировали ещё год назад. У многих, говоривших об Алле Филимоновой, голос дрожал и не от радости блестели глаза. Некоторые рассказывали о ней в настоящем времени и, спотыкаясь, поправлялись на прошедшее. Всё-таки за два месяца невозможно привыкнуть к тому, что этот талантливый человек уже не с нами.
– Лет десять-пятнадцать назад мы с художником Колей Коркиным повезли работы в выставком межрегиональной зональной выставки. Когда всё закончилось, вечером, к нам подошла Алла и спросила, где мы ночуем. Мы признались, что остановиться нам негде, – вспоминает первую встречу с Аллой Филимоновой Станислав Дымов, председатель правления Белгородского регионального отделения союза художников Москвы. – И что вы думаете, она быстренько договорилась, чтобы нас и ещё пятерых человек пустили на ночлег в мастерскую Дикарева. С этой истории и началось наше знакомство.
Говоря о творчестве художницы, Станислав Фёдорович заметно оживляется.
– Акварель Филимоновой – это просто фантастика! Алла научилась делать профессиональный отбор цвета, особенно тёмного и светлого. Её акварели стали монументальными. Посмотрите, какие мощные горы у неё, – мы идём вдоль картин, и Станислав Фёдорович, показывая то на одну, то на другую, не устаёт восхищаться. – А вот эти чайки — как искры! Я не могу даже выделить какую-то работу, они все хорошие. Каждая по-своему. Алла сделала большой шаг вперёд, выработала свой стиль, который стал узнаваем. Это почерк мощного художника.
А вот как директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко говорит о творчестве Аллы Филимоновой и сложностях акварельной техники:
– Алла Филимонова – профессиональный акварелист. Вообще, акварель – одна из самых сложных техник живописи. Нужно иметь точный глаз и верную руку. Это не гуашь, которую можно смыть, и не масло, которое легко счистить и нанести заново. Неверное движение – лист можно выбросить. Необходимо учитывать и особенность акварели: как она может потечь и куда она должна потечь. Думаю, акварелист во многих случаях в профессиональном плане на голову выше художника, владеющего маслом, ведь он должен учитывать в своей работе больше факторов. Поэтому акварелистов на Белгородчине – по пальцам одной руки пересчитать.
Как гипноз
Картины у многих вызывают разные эмоции. Но случается и единодушие. Например, жительницы Белгорода инженер Ирина Спицына и бывший врач-педиатр Галина Славова в работах Аллы Филимоновой увидели грусть. У искусствоведа Натальи Михайловны на этот счёт своё мнение:
— Акварель вообще не радостная техника, если можно так выразиться. Она не настолько яркая, как то же масло. Зато с её помощью можно великолепно запечатлеть переходные состояния природы – осеннее и весеннее межсезонье. Те же туманы не могут быть весёлыми, но бывают красивыми. Вообще, у художника нет такой задачи, как развеселить.
Елена Жукова, директор ДШИ села Монаково признаётся, что художественного образования не имеет, и рассматривает картины как любитель.
– Я уже видела картины Филимоновой на других выставках. Влюблена в её творчество. Оторвать взгляд от этих картин невозможно, это как гипноз. Уже раз пять обошла залы, и хочется смотреть ещё и ещё. Испытываю волнение, когда рассматриваю эти картины. Даже нет чего-то определённого вроде грусти или радости. Просто волнение. Это удивительно.
В воспоминаниях родных
Алла Филимонова за годы преподавания в художественной школе обучила сотни детей, среди которых была и её дочь Илона. Она вспоминает, что мама была к ней строже, чем к другим ученикам. Хвалила только, если работа сделана очень хорошо, в остальных случаях давала понять, что ждёт большего. Сейчас Илона – инженер по сертификации качества в Санкт-Петербурге. Хоть её работа далека от творчества, годы обучения в «художке» вспоминает с теплом. «Тогда живопись была моей жизнью», – говорит девушка. Илона семь лет не жила с матерью и многие работы увидела на выставке впервые. «Я заметила, что за последние годы мама сделала большой шаг в творчестве. Её работы стали сильнее», — считает она. Илона упомянула и о книге, вышедшей в свет благодаря поддержке депутата Белгородской областной Думы, первого заместителя генерального директора — директора по производству управляющей компании «Металлоинвест» Андрея Угарова.
— Немногие художники могут себе позволить выпустить книгу с собственными репродукциями. Огромное спасибо Металлоинвесту за то, что помог её издать. Идея её создания принадлежит Ларисе Анпиловой, которая не только подготовила статью для книги, но и нашла многие работы мамы. Книга получилась замечательная. Когда в гости приходят друзья, обязательно смотрят, — рассказывает девушка.
Мама Аллы Филимоновой одной рукой опирается на трость, а в другой зажат влажный платочек. Людмила Павловна рассказывает, что всегда мечтала, чтобы её дочь стала именно художницей:
– Я преподавала в школе рисование. И потихонечку, с малых лет учила Аллу рисовать. Потом она в художественной школе в Литве училась. Мы всегда выписывали журнал «Юный художник». Именно в нём прочли, что идёт набор в школу Иогансона в Ленинграде. Мы повезли туда работы, но, узнав, какой огромный конкурс в эту школу, даже не мечтали поступить туда. Но Аллочка поступила! И после учёбы навсегда связала свою жизнь с живописью. Моя мечта исполнилась…
Не пропустите – выставка работает до 30 ноября.
Ольга Ульянова
Фото автора и Алины Севостьяновой
2017-11-15